По Благословению Преосвященнейшего Викентия епископа Златоустовского и Саткинского
«Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»
Про самый страшный грех

Самыми страшными грехами в православии, да и в других религиях считается грех убийства и самоубийства. Вроде бы суть этих жутких деяний понятна и не нуждается в разъяснении. Но если вдуматься, здесь все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Убийство это лишение жизни. Это страшное действие может быть намеренным и случайным, быстрым и замедленным по скорости достижения печального финала. Пример последнего - отравление Наполеона на о. Св.Елены. По мнению ученых, его смерть была насильственной, ее причиной было отравление мышьяком. Этот яд действует на организм незаметно и постепенно, по мере накопления. И таких случаев медленного, предумышленного или ненамеренного убийства в нашей жизни, вероятно, фактически гораздо больше, чем мы думаем.Вечных людей нет, жизнь любого человека конечна, хотя время кончины для людей неизвестна, за исключением тех, кто наделен пророческим даром. Поэтому убийство можно также определить, как действие (я) (или бездействие), приведшие к сокращению срока жизни. А таких действий, в основном ненамеренных, полным- полно - сюда относятся и врачебные ошибки, которые привели к преждевременной смерти больных людей, оскорбления и унижения, вызвавшие ряд стрессов или долгую депрессию, которые в свою очередь привели к тяжелым хроническим или острым расстройствам, допустим, сердечно-сосудистым, повлекшим смерть (опять же преждевременную), от инфаркта или инсульта. К этим же причинам преждевременной смерти, которую также можно отнести к медленному убийству или самоубийству, относятся неумеренное пьянство и курение, наркомания, переедание и пр. Косвенными виновниками гибели этих людей являются спаивавшие их собутыльники, производители и продавцы спиртного и алкоголя, наркоторговцы, даже безобидные кондитеры (соль и сахар - белая смерть, медленный яд). Следовательно, люди, производящие или торгующие этими медленно действующими ядами, безусловно заметно сокращающими жизнь многих людей, являются по – существу по крайней мере соучастниками убийств многих людей. Причем они знают, что продают яд. Все вышесказанное звучит для нас непривычно и многим может показаться абсурдным, но если отключиться от обычных представлений, то все изложенное совершенно логично. Просто мы раньше не задумывались об этом. В целом, способствуя развитию у других вредных для здоровья привычек, укорачивающих жизнь, вызывая друг у друга стрессы и депрессию, порождающие тяжелые болезни (словом можно убить человека) мы все взаимно участвуем в массовом коллективном непреднамеренном убийстве друг друга. Просто мы раньше не относили все это к методам и орудиям убийств. Но суть одна - регулярно подсыпать в пищу медленно убивающий мышьяк или систематически подливать алкоголь и уговаривать выпить, не возражать, когда близкий человек курит все больше и больше, обижать и оскорблять, вызывая опасные стрессы - все это просто разные формы медленных (а то и быстрых) убийств. Но убийств не человека вообще, а только его тела. Все религии утверждают, что человек состоит из двух частей - плоть, тело и душа. Обычная физическая смерть - это смерть тела, а душа остается жить, и после остановки сердца она устремляется вверх, к своему создателю. Согласно христианскому мировоззрению, одна из главных целей жизни человека на земле - сохранение души, сбережение ее от греховных намерений и дел, за которые ее ждет тяжелая расплата после смерти телесной оболочки. Поэтому самыми тяжелыми грехами христианство считает те, которые приводят к грехопадению других людей - вовлечение их в пьянство, блуд, в всевозможные преступные деяния, развитие алчности и других порочных страстей, ведущих к гибели души. То есть здесь речь опять идет о неосознанном многими соучастии в убийстве - но уже не тела, и так бренного и обреченного на смерть, а души, созданной Творцом для бессмертной жизни. Поэтому человек, вовлекающий других в распутство, пьянство, приучающий к наркотикам, жизни для себя, отвлекающий от доброделания, молитв и Церкви, совершает намного более страшные грехи, чем тот, кто способствует только физической смерти, приближает смерть плоти. Хотя многие так называемые вредные привычки, пьянство, наркомания и блуд одновременно губят и душу, и тело. Поэтому люди, способствующие распространению пороков и любых дурных страстей, способствующие нравственной деградации окружающих, в том числе путем использования печатных или видеоматериалов, Интернета (порнофильмы и пр.) губят не только чужие души, но и уничтожают через совершаемый грех собственную душу, т.е. идут на духовное самоубийство, которое намного страшнее физического. Куда же попадет их бедная душа или то, что от нее останется, после смерти? Вряд ли ее ждут райские кущи.

Ю.А.


КЕМ И ПОЧЕМУ ОГРАНИЧЕНО НАШЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Как известно, у человека есть специальные так называемые органы чувств, с помощью которых он познает окружающую его объективную реальность. Это органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Поскольку напрямую эти органы с эмоциональной деятельностью (чувствами) не связаны, им больше подходит, думается, название "органы ощущений". Принято считать, что этого набора биологических сенсорных систем вполне достаточно человеку для познания мира, в котором он живет. Безусловно, степень чувствительности этих сенсорных систем - острота зрения, слуха и прочего у разных людей различна и подчас сильно уступает развитию аналогичных структур у многих животных. Благодаря научно – техническому прогрессу человек с помощью специальных приборов (телескопа, микроскопа) многократно увеличил возможности главной сенсорной системы - зрения. Но в качественном отношении субъективное восприятие человека отражает окружающий его мир, как считают ученые, совершенно адэкватно и объективно. Однако имеются многочисленные факты, свидетельствующие о том, что это не совсем так. Известны и официально зарегистрированы случаи, когда созданные человеком технические сенсорные датчики, приборы, обладающие примерно такой же сенсорной чувствительностью, как наши органы чувств, фиксировали информацию, которая была абсолютно не доступна анализаторам наших ощущений. - Речь идет, в частности, о фотографировании неких сущностей, которые были недоступны человеческому зрению, но их изображение, наряду с находящимися рядом одушевленными и не одушевленными объектами, четко проявлялось на фотопленках и фотобумаге.Аналогичный вывод позволяет нам сделать и всем известный феномен способности некоторых людей, которых мы называем экстрасенсами и пророками, ясновидящими, ощущать и узнавать то, что обычные люди не чувствуют или ощущают крайне редко, в отдельные краткие моменты своей жизни, в экстремальных ситуациях. Эти многочисленные факты позволяют предположить, что наши способности к субъективному восприятию окружающей действительности непонятным образом частично заблокированы, сужены и ограничены.На каком уровне нашего самого важного сенсорного анализатора - зрительного - происходит эта блокада, неизвестно. На уровне рецепторов или мозга? Еще более непонятно, как и почему экстрасенсы ощущают и чувствуют то, что совершенно недоступно большинству людей.Можно предположить, что эти способности, которые принято называть паранормальными, фактически являются естественными человеческой природе, но у большинства людей они искусственно заблокированы. То есть заблокированы наши потенциально достаточно развитые у всех людей способности к восприятию информации параллельных миров, бесконечной по своему объему информации о прошлом, настоящем и будущем, содержащейся в безбрежном информационном океане, окружающем нас.Каким образом и кем искусственно ограничены наши способности к объективному мироощущению? Очевидно, для верующих людей ответ на этот вопрос прост и однозначен - это промысел БОЖИЙ.Понять который человек, возможно, не способен, да и сами попытки разгадать, понять цели БОЖЬИХ замыслов являются, вероятно, дерзновением. Тем не менее можно предположить, что такая частичная блокировка нашего мировосприятия предпринята ВСЕВЫШНИМ прежде всего ради нас самих.Для чего и зачем? Возможно, для того, чтобы способность к «сверхзнанию», знанию обо всем и обо всех во всей бесконечности пространства и времени, дающая фантастическое могущество, не была использована некоторыми людьми с имперскими амбициями в своих страшных разрушительных целях.Может так же оказаться, что такое беспредельное и запредельное всезнание может оказаться непосильным для человеческого мозга и привести к тяжелым психическим расстройствам.Возможно, частичное ограничение нашей способности к мироощущению создано также для того, чтобы не допустить роковой встречи прошлого и будущего в одной точке - мозге человека, поскольку знание будущего дает возможность совершения целенаправленных действий для его изменения в пользу человека, обладающего данными знаниями. Но поскольку это ведет к изменению предначертанного будущего, такой процесс может привести к катастрофическому по своим последствиям слиянию в одной точке прошлых, настоящих и будущих событий, к нарушению всемирной гармонии и хаосу.Не удивительно, что религии осуждают гадание, прорицание и любые попытки приоткрыть завесу будущего, а способностью к его предвидению БОГ наделяет лишь людей, в благочестивых помыслах которых ОН уверен (описания жития святых, факты о жизни пророков четко свидетельствуют, что многие святые обладали даром предвидения и ясновидения, в то же время они, как все святые, отличались высшей добропорядочностью и чистотой помыслов).Вместе с тем существуют определенные технологии, позволяющие людям заглянуть в будущее и помешать своим лишним знанием реализации помыслов БОЖИИХ.Можно догадаться, кому это выгодно - врагам нашего небесного ОТЦА. Таким образом, частичная разблокировка сенсорных каналов выхода в Вселенский океан информации, где известно все обо всем, может осуществляться как светлыми БОЖЬИМИ силами, так и темными силами, манящими и уводящими людей в черную бездну ада.И вообще главная цель и смысл земной жизни любого человека, как свидетельствуют все религии мира - сотворение в течение жизни максимального числа добрых дел и удержание от злых и неправедных мыслей, желаний и деяний, совершенствование способности к доброделанию, а не накопление знаний ради знаний.

Ю. Анохин


МЕХАНИЗМ ОДУХОТВОРЯЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ПОСТА

О чудодействии строгого религиозного поста известно давно.Особенно если постует праведник, сопровождая пост неустанным молитвотворением.При этом происходит осветление души, духа, сердца и ума.Но в чем заключается сам механизм чудотворного облагораживающего действия строгого физического и духовного воздержания?Причины благотворного действия на душу, тело и жизнь молитв, праведного поведения во всех обстоятельствах (по заповедям БОЖИИМ) более понятны - они в мощной энергетической подпитке со стороны всемогущих добрых сил, в охране человека СВЯТЫМ ДУХОМ от бесовских искушений. Регулярные и старательные молитвы постепенно меняют наше сознание и подсознание, облагораживают и очищают душу.А как помогает пост? Думается,здесь реализуется сам принцип очищения и просветления через ограничение,воздержание от всех плотских, животных удовольствий. Постующий добровольно в большей или меньшей степени отказывается от материальных благ и удовольствий и постепенно,от ступеньки к ступеньке по ходу жизни в его теле становится все меньше простой,грубой материи и энергии, и все больше тонкой, духовной.Здесь имеется ввиду не просто процесс избавления от лишнего веса, а качественное изменение самой структуры организма на тонком духовном уровне,который трудно определить современной науке.Но тот факт, что этот непонятный атеистически настроенным ученым мужам процесс перестройки материи действительно происходит, подтверждается многими столь же необъяснимыми ортодоксальной наукой явлениями - сохранением на протяжении сотен лет в нетленном состоянии, без признаков физического разложения тел многих святых (ИОАННА КРОНШТАДСКОГО, СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, и других),и другими чудесами.По мере продолжения строгого поста, сопровождаемого усердными молитвами и праведной жизнью, человек все дальше отдаляется от земных, физических радостей животного бытия и все больше приближается к светлому не материальному миру бесплотных Высших сил,Высших по чистоте помыслов, по степени концентрации Любви ко всем и ко всему.Пост - это добровольная борьба с собственными мирскими страстями и желаниями ради максимального отдаления от земных плотских радостей и сближения с духовным, небесным миром вечной Любви и не земного блаженства.Но эта борьба требует нередко очень больших усилий воли и концентрации духа.Идея духовного развития через отказ от требований плоти, через воздержание и ограничение плотских удовольствий, через отказ от неправедных мыслей, слов, желаний, страстей - это стержневая, центральная идея главных религий.В ее основе - внутреннее, осознанное или подсознательное, стремление максимально приблизиться к тонким светлым бесплотным существам, ангелам, для которых не существует плотских страстей, физических потребностей и животных эмоций гнева, ярости, голода, полового влечения, тоски… Лишь бесконечная доброта и Любовь.Поэтому человек, становясь на путь максимального воздержания от реализации животных страстей, начиная настоящий пост, фактически вступает на путь, ведущий вверх, в вечное ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ.Выбирая пост мы добровольно отказываемся от земных мирских страстей и радостей животной материи, от нашего плотского существования и выбираем жизнь духовную, движимую не земной энергией поедаемой нами плоти, а небесной энергией СВЯТОГО ДУХА, чистой энергией Любви и созидания. Эта неземная энергия постепенно входит в нас, наполняя все наше существо, которое медленно,по мере поста и праведной жизни, становится все менее земным и все более приближается к бесплотным духовным существам, живущим в ЦАРСТВИИ БОЖИИМ.Другими словами, пост - это тренировка, подготовка нашей души к жизни вне тела, без грубой физической материальной подпитки, с помощью энергии вечного и вездесущего СВЯТОГО ДУХА в БОЖЬЕМ ЦАРСТВИИ.Это добровольный отказ от животной материи и энергии, от плотских страстей и удовольствий ради энергии высшей, чистой,ДУХОВНОЙ.Все святые отмечали великую помощь поста в просветлении их души и разума, отмечали появление и усиление во время постования так называемых сверхъестественных (чудотворных) способностей - к предвидению будущего, к изменению по желанию погоды, оздоровлению себя и других постом и молитвой…За отказ и уход от естественных земных радостей плоти они получали в награду сверхъестественные возможности, которые нередко скрывали и старались применять только в особых случаях.                              


Ю. Анохин


ВСЕ МЫ МАТРЕШКИ, ФУТЛЯРЫ В ФУТЛЯРАХ…

Наверное, все люди, кто чаще, кто реже, время от времени задаются вопросом о смысле своей жизни - зачем они живут и для чего? Для ответа на этот сакраментальный вопрос, конечно, необходимо прежде уяснить, кто мы по своей сути, что в нас и нашей жизни главное и что второстепенное. Христианство главным в любом человеке считает душу, все остальное - на втором - пятом месте, является как бы приложением к ней на период ее земной жизни. Наша бессмертная душа, которая уходит после нашей биологической смерти - смерти тела - во Вселенную, это и есть по христианству суть человека, его сердцевина. Все остальное по существу футляры наших душ, которые помещены друг в друга по принципу матрешек. - Главный первый футляр - это тело, второй - наша одежда, третий - жилище или другое большее или меньшее помещение, в котором в данный момент мы находимся - дом, квартира, магазин, кинотеатр, служебный кабинет и т. д. Автомобили, самолеты, лифт, подлодка, космическая станция и т, п, - это тоже футляры третьего порядка, только способные к движению. Почти все люди уделяют состоянию этих своих футляров, их внешнему виду очень много внимания, времени и энергии - женщины больше озабочены видом футляров первого и второго уровня - как выглядят внешне их лицо, фигура, одежда, а также внешним и внутренним видом своих жилищ, многих мужчин волнуют больше двигающиеся футляры третьего порядка - машины, их дизайн, скоростные и иные качества. При этом мы часто забываем или не понимаем, что все это лишь временные футляры нашей бессмертной души, и жить ради них, переживать, что у кого – то те или иные футляры лучше, завидовать или самим гордиться этими футлярами, конечно, по - детски глупо и наивно. Достаточно, думается, похвалить друга или знакомого, купившего новую дорогую машину - «хороший футлярчик на колесах ты приобрел». Ведь смысл нашей скоротечной жизни, думается, совсем не в постоянном улучшении, укреплении и увеличении футляров, в которых находимся мы и наша семья, и не потому, что все люди - и богатые (читай, живущие в дорогих красивых футлярах), и бедные, когда отдают свою душу Богу, в одночасье меняют свои прижизненные футляры, на которые истратили, может, почти всю жизнь, на маленький одинаковый для всех деревянный футлярчик. Ведь Бог вряд ли похвалит душу при встрече с ней за то, что она во время своей земной жизни потратила почти все силы и время на улучшение футляров своего земного пребывания, причинив к тому же ради этого массу бед и огорчений другим людям, которых этот человек ограбил, обманул, обворовал, пусть в рамках закона, используя свое служебное положение. Просто душу спросят о том, сколько добра она могла дать другим людям, сколько радости и счастья могла принести по данным ей силам и талантам, и сколько дала фактически, и сколько бед и несчастий принесла ради своих футляров или по другим причинам. Возможно, многие, прочитав или не дочитав эти строки, пренебрежительно отмахнутся и скажут: «какой бред, какие футляры?». Это понятно, потому что человечество, движимое тщеславием, гордыней и азартом, обуреваемое заразной жаждой непрерывного потребительства, давно заигралось в эти игрушки, не хочет осознать этого и остановиться. Но надо хотя бы понимать, что земная жизнь дана нам не для этого. Главное в ней - дать людям как можно больше добра и радости и причинить как можно меньше зла, все остальное - игрушки на ярмарке всемирного тщеславия.

Ю. Анохин


Молитвы и доброделание

«Вера без дела мертва
есть» (АПОСТОЛ ПАВЕЛ)


    Известно, что люди, редко посещающие церковь, но искренне считающие себя верующими, часто оправдывают свои редкие приходы в Божий Храм тем, что у них нет на это времени, поскольку они тратят его на свершение различных срочных дел, на свою работу, воспитание детей и т. д. Такие же доводы они приводят в оправдание плохого выполнения молитвенных правил или вообще уклонение от них.

Но даже у тех людей, кто обычно редко пропускает церковные службы, временами встает трудный вопрос, - чему в этот день или час отдать предпочтение и посвятить свое время - молитве, церковной службе или другому доброму делу? - Например, навестить больного человека, решить неотложные рабочие или бытовые проблемы, заняться воспитанием детей? И нередко такой выбор сделать нелегко.

    Думается, здесь прежде всего надо знать, для чего мы молимся и посещаем Божий Храм?
    Во – первых, молитва, которая произносится с полным пониманием ее смысла, искренне, с максимальным сосредоточением, идущая от ума и сердца, с верой в обязательность свершения того, что мы просим, сама является по существу очень важным и плодотворным занятием, нужным добрым деянием. - Во время такой молитвы мы тратим немало душевной энергии, а энергия, как считают ученые, не исчезает бесследно, «в никуда».

Усердная, упорная и добро – желательная молитва благочестивых людей часто приводит к тому, что их «молитвенная энергия», многократно усиленная Богом и святыми, к которым взывает о помощи молящийся, трансформируется в те изменения материального мира, о которых они мечтают, и желаемое свершается.

    Поэтому о возможности с помощью усердных молитв направленно воздействовать на окружающий мир, судьбы людей, их здоровье, дела и даже жизнь много пишется в священных книгах. И мы имеем множество примеров этому в нашей жизни, как в прошлом, так и в настоящем времени.

Главное здесь, как творится молитва и кто ее произносит. - Молитвенным просьбам святого человека, посвятившего всю свою жизнь без остатка активному доброделанию, молитвам и посту, ведущему безгрешную жизнь, Божьи силы помогают намного охотнее. И быстрое осуществление их молитвенных просьб без каких – либо материальных усилий и видимых причин люди и называют чудом.

    Во – вторых, через молитву мы нередко узнаем волю Божью при решении важных вопросов, когда не знаем, как поступить, когда оказываемся на развилке жизненных дорог и не уверены, какой путь является единственно верным и праведным.
    В – третьих, молитва не только помогает нам сосредоточиться на Богоугодных делах и оторваться от мирской суеты, но и помогает наилучшим образом совершить эти деяния, дает нам силы и разум для достижения доброй цели.

    В – четвертых, с помощью молитвенных правил мы программируем свою жизнь на безгреховность и доброделание, строим свое будущее поведение на основе христианских заповедей.

    Но для большинства верующих молитва, участие в церковных службах лишь часть их жизни, это не самоцель, а скорее средство очищения души и формирования правильного безгрешного поведения человека. - Вот это и является главной целью молитв. Сами по себе они - лишь средство изменения нашей жизни и построения ее на фундаменте заповедей Христа, средство, помогающее нам выбрать наиболее правильное поведение, сделать наш труд более плодотворным и успешным.

    Здесь имеется в виду не только молитвенный труд или труд участия в церковных службах и требах, а обычный житейский труд. Например, работа в саду или огороде, ремонт или просто уборка квартиры, воспитание детей, наконец, та или иная профессиональная деятельность. Не зря говорят, «кто с детьми водится, тот БОГУ молится»

    О том, что такой труд, направленный на улучшение жизни, труд добродетельный, подчас не менее важен, чем труд служения Богу непосредственно, с помощью молитв или церковных служб, доказывают сами молитвы многих святых.

    Например, об этом много говорится в «Утреннем молитвенном правиле» - сборнике утренних молитв.

Молитва 5-я, Макария Великого - «…он же со славию судия всех приидет, кому что отдати по делам его, да не падше и обленившиеся, но бодрствующе и воздвижение в делание обрящемся готови,…», далее 6-я молитва того же святого «…Тем же молим безмерную твою благость, просвети наши мысли, очеса и ум наш от тяжкого сна лености возстави…». Далее молитва 8-я: «…И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. …Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обряшеши бо дел отнюд оправдающих мя.»

Но особенно ясно и однозначно сказал о соотношении молитв и добрых дел апостол Павел: «ВЕРА БЕЗ ДЕЛА МЕРТВА ЕСТЬ».- То есть доброделание является для верующего человека не менее важным, чем сама Вера Божья, которая фактически является средством, способом выбора и успешного свершения добрых дел.

Вера нужна для дела. Вера без дела бессмысленна. Но Вера всегда первична, а дело - вторично, так как без Веры человек может ошибиться в выборе нужного доброго дела, а начав его, не сможет хорошо, успешно и быстро закончить.

Именно в делах проявляется глубина Веры. - «И по делам их узнаете их» сказал Иисус Христос.
Но если все доброделание человека ограничивается только молитвотворением … Если с помощью одних только молитв этот человек может свершать многочисленные добрые дела, то такая жизнь, деятельная часть которой в основном состоит только из молитв, думается, может быть полностью оправдана - «пусть Вера вместо дела да вменится мне». Но на такие высокоэффективные, радикально улучшающие жизнь, судьбы людей молитвы способны далеко не все.

Поэтому, думается, большинство людей должны молиться для жизни, а не жить для молитвы. Молитвы являются не самоцелью, а средством достижения цели.

В целом главный смысл жизни людей - это максимальная реализация своих способностей в доброделании на благо других людей.     При этом обладание человека большими интеллектуальными способностями, энергией, всевозможными талантами фактически является не столько удачей, сколько бедой этого человека, поскольку накладывает на него большую ответственность за максимально полную реализацию этих БОГОМ данных талантов на пользу людям.



                            


Ю. Анохин


Отрывок из произведения Ивана Шмелева "Лето Господне. Праздники - Радости.Филипповки"

312286b6581263045bd93bbc0ca_prev.jpg

     "...Завтра заговины перед Филиповками. Так Рождественский Пост зовется, от апостола Филиппа: в заговины, 14 числа ноября месяца, как раз почитание его. А там и Введение, а там и Николин День, а там... Нет, долго еще до Рождества. – Ничего не долго. И не оглянешься, как подкатит. Самая тут радость и начинается – Филиповки! – утешает Горкин. – Какая-какая... самое священное пойдет, праздник на празднике, душе свет. Крестного на Лександру Невского поздравлять пойдем, пешком по Москва-реке, 23 числа ноября месяца. Заговеемся с тобой завтра, пощенье у нас пойдет, на огурчиках – на капустке кисленькой-духовитой посидим, грешное нутро прочистим, – Младенца-Христа встречать. Введенье вступать станет – сразу нам и засветится.

     Заговины – как праздник: душу перед постом порадовать. Так говорят, которые не разумеют по духовному. А мы с Горкиным разумеем. Не душу порадовать, – душа радуется посту! – а мамону, по слабости, потешить.

– А какая она, ма-мона... грешная? Это чего, ма-мона?

– Это вот самая она, мамона, – смеется Горкин и тычет меня в живот. – Утро-ба грешная. А душа о посте радуется Ну, Рождество придет, душа и воссияет во всей чистоте, тогда и мамоне поблажка: радуйся и ты, мамона!..."  




О необходимости и пользе поста

0_1b8df_944c4737_L.jpeg

       Святая Церковь, следуя примеру Господа и Его апостолов, установила для нас в определенные дни посты. Так, по её уставу, мы соблюдаем посты: Великий, Рождественский, Успенский и Петровский; постимся в среды и пятницы, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день усекновения Главы Честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Здесь, говоря о постах и перечисляя их, мы на минуту остановимся и спросим себя: посты-то установлены, но нужны ли они и есть ли нам от них какая-нибудь польза? Что ответить на это?  

   Св. Златоуст рассуждает:

     «Многие говорят: зачем пост для чисто живущих? Но они ошибаются. Кто был святее Адама до грехопадения? Но и ему указан был пост. От всякого дерева в саду, –было заповедано ему, – ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него (Быт. 2,16-17). Это первый пост, который был установлен еще в раю. Но если он был необходим для человека в раю, то тем более стал для него необходимым по грехопадении. Если он нужен был для нас и тогда, когда мы еще не согрешили; то тем более стал необходимым по грехопадении. И Бог гневается на тех, которые хулят пост, и любит тех, которые соблюдают оный. Не соблюл Адам поста и услышал грозный голос: земля еси и в землю пойдеши. Из этого поймите, что Бог гневается на тех, которые хулят пост, и на смерть осуждает нарушающих его. Вы разумейте силу поста. Он спасает от казни идущих на оную, и не одного или двух, но и великое множество. Вспомните ниневитян: они все бы погибли, если б не обратились на покаяние и пост. Честный пост исторгнул их из самой бездны погибельной. И нам урок от них. Они не знали закона и соблюли пост. Нам ли, имеющим закон и указания на пост, нарушать оный? И Моисей, и Илия, идя на беседу с Богом, прежде всего, наложили на себя пост. И Сам Господь Иисус Христос, не нуждаясь в посте, сорок дней постился, чтобы подать нам пример и показать, что постом мы можем победить всю силу дьявола».

     Ясно, значит, братие, что пост полезен нам и необходим. И это истинно так. Пост, заключим поучение словами проповедника, есть самое благоприятное средство для спасения души и для здравия тела. Как человеку нельзя ходить без ног, птице летать без крыльев, так душе невозможно спастись без поста. Пост умерщвляет страсти, укрощает восстание плоти, погашает разжжение похоти, обуздывает язык и удерживает его от празднословия, отгоняет греховные помыслы, возносит ум к Богу, располагает душу к молитве, смягчает ожесточение сердца, рождает умиленные стенания о грехах, открывает путь к покаянию и примирению с Богом. Какая благодать! Сколько добра приносит нам пост (По уч.прот. Пискарева.ч.2,стр.65-66.).  




Пост

Пост учит целомудрию, делает твердым; пост приготовляет к благочестию и упражняет для терпения; пост создает ангельскую жизнь и усовершенствует духовное тело; пост защита души и непобедимое оружие тела. Не допускает он к себе коварного удовольствия и поборает восстающую страсть. Пост возводит мысль на небо и окрыляет ее к бессмертной природе. Итак, будем поститься, возлюбленные, не проходя дни поста с унылым лицом, но располагая ими со светлой душой, как рабы Христовы. Если ты подошел к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда. Не принимай на себя поста относительно хорошего, вкушение чего сладко; но будь долготерпелив в ожидании более сладких учений. Потому ты и воздерживаешься от снедей, чтобы тебя питал Дух; и удаляешься от телесных яств, чтобы исполниться духовных приношений. Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целью благочестия. Как при наиболее худых болезнях устраняется телесный гной, когда делаются присыпки из чего-нибудь самого острого и стягивающего, таким же образом и плесень греха, проникшую в душу, иссушает стягивающий пост, понемногу смягчая; (потом) очистив совершенно, он уничтожает (ее). Поэтому, если пост и сопряжен с трудом, но полезен и удободоступен. (свт. Иоанн Златоуст)


Постимся постом приятным

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».


ПРИМЕР

Дочка в детском уголке,
Куклам столик накрывала.
К празднику, готовя стол,
Воду в рюмки наливала,
А для девочек в бокалы,
Чтобы было как у мамы.
И причёска, и походка,
И манера говорить,
Карандаш, зажав меж пальцев,
Попыталась закурить.

Всё приметил детский глазик,
Что налить, что положить,
Как смеяться, как смущаться,
Взглядом как обворожить.
Крепко врезался в сознание,
Звон бокалов, громкий смех,
Дядя, что уснул на кухне,
Так как выпил больше всех.
Сигареты, запах дыма,
Хор нестройных голосов.
Папы с мамою размолвка,
Череда кошмарных снов.

В голове сложилась схема:
Праздник, выпивка, друзья.
Только так. И по другому,
Взрослым жить никак нельзя.
И под стол пешком шагая,
Дочка тянет рюмку вверх,
Я как все, и мне налейте,
Тоже чокнусь за успех.
Не налили, рассмеялись,
Подрастёшь, тогда нальём.
Праздник, вот и веселимся.
Мы ведь редко, в меру пьём.

Успокоилась девчушка,
Ох, скорей бы подрасти,
Чтобы тоже рюмку с ядом,
К алым губкам поднести.

В мозг записана программа,
Всё готово, жди, рванёт.
Папа с мамой будут в шоке,
Когда дочь в запой уйдет.

Коль мала, то хватит слова,
Удержать от зла такого,
Но как только подрастёт,
То сама, без вас, нальёт.

И не надо удивляться,
С горя плакать, убиваться.
Вы пример ей показали,
Сами рюмку в руки дали.

В жизни есть простой закон,
Горем многих писан он:
«Что посеешь, то пожнёшь».
По другому не прочтёшь.

А.А.А.



11 - 20 из 34
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все