По Благословению Преосвященнейшего Викентия епископа Златоустовского и Саткинского
«Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»
Несколько слов о мелочах


Блажен человек, который
всегда пребывает в благоговении;
а кто ожесточает сердце свое,
тот попадет в беду
(Притч. 28, 14)
  
    Слово «благоговение» какое-то несовременное, несегодняшнее. И слышится в нем что-то возвышенное, важное. Но в учениях Отцов Церкви читаешь, что благоговение – это как раз понятие повседневное, постоянное. Процитирую, что пишет о благоговении Афонский старец Паисий (Эзнепидис)*: «Благоговение – это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость. Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, она привносит в его жизнь не мучение, но радость. Движения человека благоговейного тонки и аккуратны. Он отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует близ себя присутствие призирающего его Ангела Хранителя. В своем уме он постоянно имеет <мысль о том>, что его тело есть храм Святаго Духа. И живет он просто, чисто и освященно. Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню. Например, он внимателен к тому, чтобы не встать спиной к иконам; туда, где сидят, например, на диван или стул, он не положит Евангелие, духовную книгу или какую-то святыню; если он видит икону, то его сердце исполняется взыграния, его глаза заволакиваются слезами. Даже просто увидев имя Христово где-то написанным, он благоговейно его лобызает, и его душа внутренне услаждается. Даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано, к примеру, имя Христово или же слова „Священный храм Святой Троицы“, он нагибается, подбирает этот клочок, благоговейно лобызает его и огорчается, что он был брошен на землю».
    Очень часто сегодня по всему христианскому миру речь идет о воцерковлении людей. Воцерковление – это путь к миру в душах, в отношениях, возрождение здорового семейного института. Это все так. Но одновременно с воцерковлением людей должно вернуться в повседневную жизнь и благоговение перед Богом, перед миром, перед Церковью.
   Бережное отношение к вере у человека сразу видно и в храме, и в повседневной жизни. Аккуратность в высказывании своего мнения, доброе отношение к обычаям и традициям. Много раз можно встретить во время Великого поста как люди кичатся постом, кричат о нем на каждом углу. А благоговение перед постом – это и есть самое главное. Время для молитвы, время внутренней работы над собой. Это время для обсуждения мыслей и поступков со священником или с близкими людьми, но никак не время для саморекламы.
   Особый трепет перед Таинствами Церкви. Это отдельная тема для целого вечера разговоров в семье. Это не передать словами, насколько душа полна чего-то особого, светлого, когда подходишь к дверям храма в Рождество или на Пасху. Но интересно, что испытываешь это трепет даже когда подходишь к дверям родительского дома, где принято праздновать эти дни в семейном кругу.
В творениях Святых Отцов сказано, что человеческое неблагоговение не может пребывать неизменным: оно, безусловно, развивается в худшую сторону, если не будет уврачевано искренним покаянием. Этот грех начинается с невнимания, рассеянности, потери духовной бдительности. В какой-то момент совесть дает человеку понять, что он поступает неправильно, но если тот проигнорирует ее спасительный глас, то в другой раз он прозвучит уже тише, и если снова будет встречен равнодушием – совесть притупляется, и человек становится способным на вопиющие против страха Божия поступки.
   «Острие совести очень нежно; его надо хранить и хранить, – наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Хранится оно, когда человек исполняет все требования совести, а нарушение какого-либо требования, по немощи или увлечению, омывает слезами покаяния. Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести. От безделицы, от ничтожных, по-видимому, согрешений переходим постепенно к великим грехопадениям. Что значит это? – Велик ли это грех? – Что это за грех? – Это не грех! – так рассуждает небрегущий о спасении своем, когда он решается вкусить запрещенной Законом Божиим греховной снеди. Основываясь на таком неосновательнейшем суждении, он непрестанно попирает совесть. Острие ее притупляется, свет ее тускнет; в душе разливаются мрак и хлад небрежения и нечувствия. Нечувствие соделывается, наконец, обыкновенным состоянием души. Часто бывает она удовлетворенною им; часто признает его состоянием угодным Богу, спокойствием совести, а оно – утрата ощущения своей греховности, утрата ощущения благодатной, духовной жизни, усыпление и слепота совести».
   Кроме того, Святитель говорит, что «делами веры и непорочностью совести питается и хранится постоянство в православном исповедании догматов веры». Это очень важно, поскольку правоверие неразрывно связано с благоговением. Человек, утрачивая последнее, зачастую уклоняется в ересь. Например, философы-вольнодумцы начала XX века из Парижского Свято-Сергиевского Богословского института не имели благоговения по отношению к Святым Отцам – дерзали утверждать, что им были присущи различные страсти и пороки, что Отцы ошибались и противоречили друг другу. В итоге, эти лжебогословы стали нарушителями святых канонов и проповедниками не одного десятка вопиющих ересей, а их богохульные сочинения на сегодняшний день – излюбленные источники ссылок экуменистов.
   Все мы грешны: вси уклонишася, вкупе неключими быша; несть творяй благостыню, несть до единаго (Пс. 13, 1). Но одно дело – нарушать каноны и уставы Церкви по немощи человеческой и каяться в этом, а другое – осознанно, вопреки благоговению и страху Божию, попирать их, оправдывая себя различными лукавыми предлогами, например, тем, что они якобы уже устарели. «Поцелуйте каноны и положите на полочку», – рекомендует проповедник всяких новых мудрований А. Кураев. Вот наглядный пример того, к чему может привести неблагоговение.
    Часто люди говорят про себя, что повседневные мелочи их жизни, конечно, не могут быть праведными или правильными. Но в целом, они ведут глубоко православный образ жизни. Но как раз благоговение по отношению к Богу, к вере учит нас быть внимательными к каждой мелочи, к каждой секунде жизни. Ведь именно из них и складывается картина нашего мира. Доброе отношение, христианское понимание – как не хватает их порой в повседневных делах!

Е. Бовкун



Сущность брака с позиций христианской этики.

В последние десятилетия традиционные представления о браке во многих странах мира и в нашей стране претерпели существенные изменения. Во многих так называемых развитых странах в законодательном порядке разрешено заключение брачных отношений и создание семьи лицами одного пола. В России миллионы людей, имея общих детей и общее хозяйство, не торопятся придать своим по-существу брачным отношениям законодательно-правовой статус.

Все это можно назвать глобальным кризисом семьи, являющейся испокон веков фундаментом любого государства и общества в целом, кризис, который отражает в себе общий морально-нравственный кризис всего человеческого общества.

Поэтому православная церковь, учитывая прежде всего ту незаменимую роль, которую играет семья в духовном, нравственном и физическом становлении человека, должна уделять и уделяет сохранению и укреплению нравственно-правового статуса семьи особое внимание.

Как уже говорилось, в настоящее время миллионы молодых и не совсем молодых людей долгие годы живут вне брака, хотя проживают под одной крышей, ведут общее хозяйство и воспитывают детей, или проживают отдельно, но часто встречаются и проводят время в тесном духовно – физическом и интеллектальном общении.

При этом они считают свои отношения семейными, а свое поведение вполне допустимым и нормальным в морально-нравственном отношении, поскольку, как они полагают, главное в семье - это духовно-телесный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви, взаимоуважении, всесторонней взаимопомощи и взаимопонимании (также считает, кстати, и Православная Церковь). А освящение этого союза святым таинством венчания (если это крещеные люди), или хотя бы проведение государственной юридической регистрации их гражданской, как принято называть, семьи эти граждане считают не обязательным. - Да зачем, кому это нужно, рассуждают они, главное ведь не штамп в бумажке или благословение брака в Божьем Храме, а добрые отношения в нашем семейном союзе.

Но, к сожалению, наши чувства и предпочтения по своей природе изменчивы, тем более когда вокруг столько других красивых, духовно близких и желанных мужчин и женщин. И вот спустя несколько месяцев или лет духовно-физического сожительства один или сразу оба члена такого самостоятельного брачного союза, не признанного ни Церковью, ни государством, постепенно или резко приходят к мысли, что им больше по духу и плоти совсем другой человек, с которым их совместная семейная жизнь будет намного более счастливой и радостной.

И все, на этом старый псевдобрак распадается и создается новый, часто такой же самодеятельный, не признанный ни Церковью, ни узаконенный государством, духовно-телесный союз, который мы милостиво называем гражданским браком, словно брачный союз двух граждан, зарегистрированный государством, является не гражданским браком, а чем-то другим, супербраком, что ли?

 Когда люди понимают, что совершают не очень хорошее дело, им стыдно и они часто стараются это скрыть, пряча свои неблаговидные проделки под приличными словесами, называя в данном случае гражданским браком обыкновенный гражданский блуд, пусть он длительный и доставляет обоим безмерное духовно-телесное наслаждение. Но это как быть наполовину беременной - брака или нет, или он есть.

Но хуже всего детям, рожденным благодаря тесному духовно-телесному общению двух взрослых граждан, свои брачные отношения не зарегистрировавших. Этих детей почему-то всегда называют внебрачными, хотя они родились в так называемом гражданском браке.

Нередко вскоре возникают вопросы - а кто настоящий папа, а кто, если что, будет платить алименты, а с получением наследства после смерти «не законного» отца проблем еще больше. Может, поэтому такой внебрачный союз больше всего выгоден мужчинам, не очень обремененным совестью и ответственностью, поскольку этот полуэфемерный, основанный на одних чувствах союз двух тел и сердец не накладывает на них никаких юридических обязанностей и легко может быть разрушен по причине создания нового союза с женщиной, более подходящей, как ему кажется, духовно и физически.

Конечно, самое главное - это цели семейного союза мужчины и женщины, для которого обязательна государственная официальная регистрация, но лучше для православных регистрация Церковная, в форме таинства венчания, для благословения БОГОМ новой семьи.

А цели нормальной молодой семьи - рождение и воспитание духовно, нравственно, интеллектуально и физически здоровых детей, взаимопомощь, взаимоуважение и взаимопрощение, содействие непрерывному духовному развитию друг друга, и официальная государственная и Церковная регистрация такой семьи, как проверено многовековой историей семейных отношений, только помогает достижению этих целей.

Анохин Ю. П.




Почему наркомания и алкоголизм хуже самоубийства?

Самоубийство всеми религиями мира считается тяжелейшим грехом. Хотя обычно человек добровольно покидает этот мир в состоянии тяжелой депрессии, часто импульсивно, в порыве отчаяния, когда единственный способ избавиться от тоски и горя ему видится в уходе из жизни вообще, в вечную пустоту абсолютного бесчувствия. А наркоманы и больные алкоголизмом убивают свою душу, мозг и тело осознанно, методично, при этом уничтожение собственной личности происходит ради достижения на несколько часов искусственного, не натурального состояния алкогольно – наркотической эйфории, суррогатного не заслуженного трудом наслаждения, о котором вскоре остаются смутные воспоминания. Эти часы мимолетного наркотического кайфа, во время которого человек не способен ни на что полезное, суммируясь, превращаются в годы, напрочь выброшенные из жизни. Получается, что алкоголики и «нарко мэны» сокращают свою жизнь дважды - за счет ядовитого, порождающего массу болезней действия алкогольных и наркотических токсинов, и за счет частого пребывания в алкогольно – наркотическом дурмане, во время которого люди становятся нередко полностью невменяемыми, теряют контроль за своим поведением, что делает их крайне опасными как для себя, так и тех, кто оказывается рядом с ними. Эти состояния фактически нельзя назвать нормальной жизнью, поскольку в эти часы, сливающиеся в годы, сознание человека затуманено алкогольно-наркотическим зельем и пребывает в полу-сне полу-яви, о котором подчас остается еще меньше воспоминаний, чем об обычных, быстро забывающихся сновидениях. Думается, этот второй вид самоубийства - духовного, психического и физического, медленного, но сознательного, совершаемого в целях получения суррогатного удовольствия с помощью алкоголя и наркотиков, является еще более греховным, чем простое самоубийство, совершаемое обычными людьми в тяжелой ситуации ради избавления от мучительной тоски и депрессии. Конечно, наркомания и алкоголизм - это тяжелые хронические болезни, которые требуют серьезного и длительного лечения. Но все дело в том, что в отличие, например, от больных сердечной патологией или раком наркоманы и алкоголики становятся жертвами этих заболеваний сознательно и намеренно, ради суррогатной эйфории, трусливо уходя от проблем реальной жизни в пьяное забытье, которое становится все более привычным и желанным. Причем многие люди, попавшие в трясину пьянства и наркотизации, осознают, особенно в начале болезни, свою медленную духовную и физическую гибель, но остановиться, вылезти из засасывающего их болота многим не хватает духовных и физических сил. Тем более, что у многих нет и особого желания спасти свой мозг и тело от алкогольно-наркотической отравы, приносящей им суррогатное наслаждение. - Они как мухи, попавшие в вязкий сладкий сироп, пытаются выкарабкаться из него, но выбраться удается не всем, большинство с гибельным наслаждением все больше вязнут в нем и вскоре умирают. Вылезти из наркотической трясины, конечно, еще тяжелее, чем из алкогольной. Но ведь мы не мухи, а люди. В лесу, когда мы видим болотистое место, мы старательно обходим его подальше. Почему же здесь мы теряем осторожность и сознательно обрекаем себя на медленное духовное и физическое разложение заживо? Потому что часы пьяно-наркотического забытья приятны и сладки, а главное, не требуют упорного труда и терпения? Но халявный сыр бывает только в мышеловке. И все знают это, но очень часто многие уподобляются этим несчастным мухам, попавшим по глупости и сладострастию в сахарный липкий сироп и утонувшим в нем. Вероятно, алкоголь и наркотики - самые удачные «душеловки», придуманные лукавым на погибель нашей души. Так и хочется сказать в конце банальную фразу - люди, будьте бдительны, будьте людьми, а не мухами, уважайте себя, обходите сладкие алкогольно – наркотические капканы как можно дальше. А самое главное - не начинать, не соваться в это болото даже пальцем, оно засасывает быстро и незаметно, и вылезти из него удается далеко не всем. Зачем рисковать своей единственной душей и жизнью, которые подарены нам БОГОМ вовсе не для того, чтобы мы губили их алкоголем и наркотиками.

Ю.Анохин.


Крестопоклонная неделя

   «В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются «кресты»: подходит Крестопоклонная. «Кресты» - особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечники «креста» - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали … - в утешение для поста. Горкин наставлял меня:

- Православная наша вера, ру-сская…она,  милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость…«Кресты» делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает: «а это гвоздики, как прибивали Христа мучили – злодеи…сюда гвоздик, и сюда гвоздик, и…» - и вминает веселые малинки, а мне думается: «Зачем веселые…лучше бы синие чернички!..»

   …Значит, всем будет Воскресение. Смотри - взирай на святый Крест и радуйся, им-то и спасен, и тебя Христос искупил от смерти. Потому и Крестопоклонную поминаем, всю неделю Кресту поклоняемся…и радость потому…»

                                     (Отрывок из «Лето Господне» Иван Шмелёв
                                                     II Праздники – радости.)



Социально – психологическая суть и последствия имущественного неравенства.

Богатство - понятие относительное. Назвать любого человека богатым или бедным можно только в сравнении его с другими людьми, с их состоянием и положением в данный момент. Бомж, нищий в теплой прочной одежде со ста рублями в кармане, греющийся на летнем солнышке у церковной паперти, будет счастливым богачом в сравнении с голым одиноким негром, заблудившимся в холодное время в хвойном лесу. Если один человек обогатился и его состояние значительно увеличилось, то материальное состояние его соседей соответственно уменьшилось (в их глазах) в сравнении с разбогатевшим соседом.

Поскольку все познается в сравнении, и в первую очередь оценка своего материального благополучия формируется в ходе сравнения с другими людьми, прежде всего близкими к тебе по месту жительства, по месту учебы или родству. Поэтому чем богаче становится один, тем беднее становится другой, который привык сравнивать себя с данным человеком (хотя фактически, объективно имущественное состояние этого другого не изменилось). Просто богатство - категория относительная, величина богатства познается в сравнении. - Среди людей, равных по богатству, бедных и богатых просто нет. Они богаты в сравнении с более бедными и беднее в сравнении с более богатыми, живущими в той же или другой стране, месте, городе, времени…

 Поэтому обогащение одного является субъективно обеднением для другого и вызывает соответствующие чувства у многих таких «бедняков» - уныние, чувство своей неполноценности, финансовой несостоятельности, зависти к более богатому… Бедные и богатые там, где есть имущественное расслоение, финансовое неравенство. Поэтому, когда большевики, истребляя, разоряя и прогоняя «буржуев» и помещиков, объясняли это стремлением восстановить материальное равенство и искоренить бедность, отчасти были правы, поскольку в обществе имущественного равенства нет ни богатых, ни бедных.

Опять же в действиях «Божьих людей», добровольно принимавших на себя роль нищих, «юродствующих Христа ради», также был глубокий социальный и морально - воспитательный смысл, заключавшийся в том, что они своим поведением показывали презрение к богатству и обеспеченной жизни, возможность счастливой жизни без простейших материальных удобств, не говоря о комфортных условиях, презрение к деньгам и вещам в целом, важность и первостепенность главного - твердой Веры в Бога, честности, доброты ко всем, смирения и полного соблюдения всех Божьих заповедей.



Ю. Анохин


Почему грех блуда считается особо тяжким?

Многие люди, даже считающие себя православными и оцерковленными, не понимают до конца опасность для души греха прелюбодеяния, почему он считается многими святыми отцами тяжелейшим из грехов. Ведь в отличие от таких греховных поступков, как убийство, воровство, обман любовные деяния, особенно в ситуациях, когда их совершают люди, не обремененные семьями и по взаимному согласию, вроде бы не приносят никому никакого вреда. - Двое взрослых людей, испытывающие искреннюю привязанность друг к другу, занимаются время от времени плотской любовью.

 Эти встречи, возможно, довольно редкие, поднимают их настроение, дают им дополнительный приток энергии для свершения добрых дел. При этом не страдает их работа, не меняется их отношение к другим людям. Что здесь такого очень плохого и ужасного? Вот в этом - то непонимании многими вреда блуда для человека и его души и заключается особая опасность греха предюбодеяния. Чтобы понять это, надо глубже вникнуть в природу грехов вообще и блудного греха в частности. Любой человек, как известно, стремится делать то, что ему приятно, доставляет радость, положительные эмоции, и не делать то, что неприятно, вызывает физическую или душевную боль, различные другие негативные ощущения или переживания.

 Именно это испокон веков используют бесы для искушения людей к греховным поступкам. - Все греховные желания и деяния сладки и приятны, они вызывают положительные эмоции, что и рождает соблазн их многократного повторения даже при понимании греховности и духовного вреда этих действий. - Например, осуждать и обсуждать других людей приятно и интересно, при этом люди удовлетворяют свое праздное любопытство, без стеснения обсасывая особенности чужой жизни, что мало отличается от подсматривания в замочную скважину чужой квартиры.

К тому же высвечивание недостатков других и принижение их личностных качеств тешит самолюбие и повышает себя в собственных глазах , в том числе перед собеседниками, поскольку все познается в сравнении. Неумеренное потребление алкогольного зелья так же вызывает пьяную эйфорию и беспричинное хмельное веселье, как и злая радость (злорадство) в случае реализованной мести или неудачи у человека, которому давно завидовал. Объядение так же доставляет многим большие положительные эмоции, почему и является распространенным и труднопреодолимым грехом, как и пьянство.

 Все грехи совершаются людьми почти всегда добровольно, по собственному желанию, хотя это желание и может быть спровоцировано обстоятельствами, другими людьми. Кому же выгодно, чтобы греховные дела были сладки и желанны, чтобы влекли и манили? БОГУ? - Конечно, нет. Очевидно, бесам. - Чтобы поймать человека в греховную сеть, мышеловку, в ней должна быть очень вкусная приманка, а сама сеть должна быть максимально невидимой, чтобы не вызвать подозрений.

И чем сильнее грех, чем опаснее он для души, чем быстрее ведет ее к гибели, в посмертную бездну ада, тем слаще должна быть приманка в «душеловке», тем более манящим и влекущим должен быть этот грех. Из всех греховных деяний самым приятным и влекущим является, очевидно, грех блуда. Подчас сдержать плотские желания трудно даже людям, ведущим глубоко христианскую жизнь, регулярно молящимся и посещающим БОЖИИ ХРАМЫ. Именно в первую очередь ради полной изоляции от плотских соблазнов многие православные уходят в монастыри, которые поэтому и делятся в основном на строго мужские и женские. Смешанные монастыри - нонсенс, так как при этом они теряют свой главный смысл изоляции от соблазн другого пола.

Думается, бесы не будут зря стараться и без причин чрезмерно услащать грех блуда. Они действуют, очевидно, по принципу - чем страшнее и опаснее для души грех, тем он должен быть слаще и привлекательнее для человека. Не случайно, что именно в блуде произошло первое грехопадение первых людей - Адама и Евы. Конечно, закоренелые материалисты и атеисты могут уверенно возразить - при чем здесь этот бред про бесов, индуцирующих половое влечение? Все дело в обыкновенном половом инстинкте, которому покорны все живые существа, включая человека, и который является самым сильным инстинктом, так как без него невозможно размножение живых существ и продолжение жизни на земле.

Но как тогда объяснить столь резкое отличие в выраженности этого инстинкта у людей и большинства (если не всех) наделенных им животных? У большинства животных этот инстинкт - у обоих полов или у одного - просыпается или обостряется в определенные времена года, с определенной периодичностью, и постепенно затухает с возрастом, когда угасают детородные функции и половое влечение в биологическом плане становится бессмысленным. У людей же каких – либо сезонных и иных закономерностей здесь нет, и затухание полового влечения с возрастом тоже часто не наблюдается, несмотря на затухание - у обоих полов - физической способности к продолжению рода. Похоже, действительно дело здесь в «нечистой силе».

Возможно, огромное количество биологической, сексуальной животной энергии, выделяющейся при прелюбодействиях, является самой сильной энергетической подпиткой для темных сил. При этом чистая энергия святого духа, наполняющая человека, вытесняется темной плотской энергией, самой примитивной и низменной по своей сути, роднящей нас с самыми примитивными существами. И вообще при выборе мужа и жены большинство людей мало отличаются от животных, выбирающих самок или самцов для продолжения рода - там и там основное значение имеют особые биологические признаки, внешние свойства, в том числе облегчающие деторождение и вскармливание малышей и пр.

Люди называют это внешней красотой лица и тела, от которых – то как раз и зависит интенсивность полового влечения и все исходящее от него. То есть люди выбирают друг друга в большой степени руководствуясь, как животные, силой полового влечения, похотью, ради того, чтобы полнее удовлетворять в дальнейшей совместной жизни свой животный половой инстинкт, из чувства элементарного, причем животного, эгоизма. Если же исходить из логики православной этики, то выбирать человека для создания семьи нужно с наименее привлекательными - для тебя лично - внешними данными и наиболее выдающимися внутренними. То есть чистых душой, глубоко верующих и мудрых, хотя и не красивых внешне.

 Именно такое сочетание, думается, может с наибольшей вероятностью обеспечить для настоящего православного человека редкую сексуальную жизнь (что приветствуется религией) - в основном для заведения детей - и создание настоящей домашней церкви, где все будет пропитано любовью к БОГУ и детям, тихой мудростью, спокойствием, добротой и взаимоуважением. А что принесет в семью красивая, но ветреная, беспечная девушка, эгоистичная и избалованная ранними поклонниками, возможно, рано познавшая половую страсть и привыкшая к ней, а также к алкоголю и табаку, которые часто сопутствуют беспутной жизни? Даже если ее внутренние данные будут более – менее соответствовать внешним, все равно - где красота, там ревность, недоверие, дополнительные соблазны…

В такой обстановке создать домашнюю церковь, сосредоточиться на глубоко духовной жизни по православным правилам, воспитании православных детей, создать умиротворяющую домашнюю гармонию покоя, тишины и несуетности будет намного сложнее. Спрятаться от соблазнов мирской жизни за монастырскими стенами в духовном заповеднике праведной жизни среди верующей братии, поддерживающей друг друга, отгоняя греховные воспоминания непрестанными молитвами и трудом, это хорошо и не очень сложно. Создать своеобразный домашний полумонастырь, оградив максимально сердца ближних от мирской суеты и соблазнов современной развращающей «цивилизации» непрерывного материального потребления - гораздо сложнее.

Но для духовного прогресса общества, в целях реального противопоставления тенденциям душевного разврата, массового пьянства, безудержного потребления создание «оцерковленной» семейной жизни, жизни не ради вещей и наслаждений, а ради духовного развития семьи по христианским заповедям, возможно, является для нынешних людей единственной надеждой на спасение и сохранение души от бесчисленных соблазнов современной бездуховной «цивилизации». Благостна горящая свеча, согревающая душу одинокого инока в маленькой келье, но еще более ценна свеча, согревающая дружную православную семью, которая сама является большой свечой добра и живого православия, образцом семейных отношений в сгущающихся сумерках бездуховности и распада семейных ценностей. Нуждается в дополнительном осмыслении, вероятно, и четкая связь, о которой уверенно говорят многие святые отцы, блудного поведения с общей моральной и интеллектуальной деградацией человека.

 Можно предположить, что дело здесь в быстром привыкании человека к прелюбодействиям и их «заразности» для окружающих, в том числе для детей. При этом блуд быстро становится важной жизненной ценностью для распутника, который теряет к своему развратному поведению всякую критику, крадет из жизни людей массу времени и энергии, которые они могли бы употребить на добрые дела, служение Господу и людям, воспитание духовно и интеллектуально развитых детей.

Сохраняя целомудрие люди сохраняют в целости свою мудрость, поскольку таланты и ум даются нам БОГОМ, и если мы не используем их на благо людей - а для тех, кто погряз в разврате, на это совсем не остается ни времени, ни желаний - то БОГ нередко лишает таких людей их способностей. В целом грех блуда часто способствует массе других тяжких грехов - развратное поведение нередко сопровождается пьянством, которое часто перерастает в алкоголизм, адюльтер супругов всегда является тяжелым обманом и клятвоотступничеством… Обнаруженные измены ведут к полному разладу семейных отношений и разводу, от которого нередко больше всего страдают дети. Перечень невосполнимых нравственных, физических и семейных потерь, возникающих от «невинного» поначалу флирта, можно продолжать долго.

 К ним относятся сотни миллионов случаев заболевания болезнями, передающимися половым путем, от гонореи до СПИДа, рождение внебрачных детей, многие из которых до конца жизни не знают своего родного отца, еще хуже и чаще - аборты (читай, убийства) нежеланных детей, зачатых в блуде, искалеченная психика миллионов детей, разрывающихся между родителями, разведшимися по причине новой, заведенной в блуде «любви», …



А.Ю.


ОСТАНОВИМСЯ НА МИГ И ПОДУМАЕМ О ГЛАВНОМ

Большинство людей всерьез задумываются о смысле жизни в конце своего жизненного пути, когда все чаще подводит здоровье, начинает «шалить» сердце, когда впереди замаячил неизбежный и скорый переход в НЕБЫТИЕ. И тогда у многих появляются мысли - а что останется после меня, кто и как будет меня вспоминать?

 И начинается запоздалый критический анализ содеянного за годы почти прожитой жизни. И у множества людей эти воспоминания вызывают горький стыд и сожаление о том, сколь много наделано ошибок и неправедных поступков, которые уже невозможно исправить. Молодые люди, если они хоть чуть - чуть уважают себя и способны думать, должны знать это и уметь отличать добрые, нравственные желания и поступки своей единственной, неповторимой и быстротечной жизни от бессовестных и грешных, за которые потом бывает очень стыдно.

 Как же следует жить, чтобы потом не раскаиваться за свои глупости и проступки, последствия которых бывают страшными и необратимыми? Думается, самые главные принципы, которые надо соблюдать в жизни, чтобы потом не было стыдно за себя, это стараться сделать больше добра и меньше зла. Как можно больше радовать других людей и меньше огорчать их. Стараться понимать, прощать и любить даже тех, кто тебе неприятен и враждебен. Это очень трудно. Ступени нравственного роста круты и высоки. Их всего три - «возлюби ближнего своего», «возлюби дальнего своего», и «возлюби врага своего». Третья ступень духовного совершенства, наверное, доступна только святым.

 Но стремиться к этим вершинам нравственности может и должен каждый. Но где мерило добра и зла, как отличить нравственное от безнравственного? Подчас выбрать правильное безгрешное нравственное поведение бывает очень не просто. Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II : «Сегодня человек много слышит о грехе, но почти ничего о нем не знает». Настоящие истинные, вечные в своей кристальной чистоте моральные ценности жизни, критерии абсолютной правильности наших чувств, мыслей и поступков даны человечеству в заповедях ИИСУСА ХРИСТА, которые по существу являются четкой программой максимально честной и правильной жизни. Эти короткие заповеди содержат самые главные принципы нравственного поведения, отношения людей друг к другу. Но современная жизнь цивилизованного человека очень сложна и многообразна.

Она постоянно заставляет нас выбирать из нескольких вариантов поведения один. И мы должны знать, какие возможные пути, предлагаемые нам судьбой, являются более нравственными, единственно правильными, за которые нам потом - вскоре, или много лет спустя, не будет стыдно перед собой, перед детьми, перед всеми, кто останется после нас. Ведь жизнь любого человека - это путешествие по бурному житейскому морю из порта «рождение» в порт «смерть». Мы одновременно капитаны, штурманы и рулевые своего единственного корабля.

И наша главная цель - привезти к конечной гавани нашего путешествия как можно больший груз добрых дел и поступков, и как можно меньше причинить людям в течение жизни зла, печали, страданий и бед. Но где критерии добра и зла, как отличить в наше сложное и запутанное время хорошее от плохого, где маяки верного пути, помогающие нам не сбиться с курса добра на путь греха и порока? Думается, только от священников, живущих «по Христу», знающих и соблюдающих все нравственные законы, мы можем получить точный совет, как нам следует поступить в той или иной, подчас очень сложной и запутанной, житейской ситуации. При этом духовные пастыри как бы примеряют вечные заповеди Иисуса Христа к бесчисленным сложностям и реалиям современной жизни и дают единственно правильный совет.

 Но часто решение нужно принять быстро, а связаться с батюшкой, рассказать все и попросить совета просто нет времени или возможности. Поэтому любой человек, уважающий себя и желающий жить не «по понятиям», а по законам морали и совести, должен иметь хотя бы общее представление о том, какие поступки, какие формы поведения людей в нашей пестрой, переполненной соблазнами жизни святые отцы, исходя из Заповедей Иисуса Христа, считают греховными и безнравственными. Здесь помещена этическая оценка только самых распространенных человеческих поступков и желаний, данная нам в трудах святых отцов, посвятивших всю свою жизнь борьбе с людскими пороками и грехами. Следуя святым христианским заповедям, к наиболее распространенным в настоящее время грехам, безнравственным желаниями и делам относятся: Причинение любого физического или морального вреда другим людям. Употребление любых дурманящих веществ, в том числе алкоголя и табачных изделий, изготовление их и распространение. Наркомания, распространение наркотиков.

Пристрастие к картам и другим азартным играм. Самолюбие, гневливость, раздражительность. Алчность, чрезмерная любовь к деньгам и роскоши, которая сильнее любви к людям и Богу. Гомосексуализм, плотская любовь к лицам своего пола. Гордость, высокомерие, надменность, хвастовство. Пустая болтливость, осуждение или обсуждение других людей, в том числе умерших, раскрытие их секретов. Сквернословие, нецензурная брань - это особо тяжелый грех (фактически это «антимолитва», прославление сатаны) Безделье, леность в работе. Веселье и пиршество во время поста. Неуважение людей, более старших по возрасту. Грубое обращение с родителями, пререкания с ними, осуждение и непослушание, не оказание помощи им и другим родственникам. Непочтительное отношение к пожилым людям, в том числе к своим бабушке и дедушке.

Чрезмерное баловство детей, потворство их вредным привычкам, отсутствие наказания за плохие поступки, или наоборот, жестокое отношение к ним, унижение и оскорбление. Фактический отказ от нравственного воспитания детей. Отсутствие заботы о пропитании, здоровье и обучении детей. Отсутствие требовательности к подчиненным, или, напротив, несправедливое и грубое отношение к ним. Осуждение священнослужителей, непочтительность к ним. Совершение абортов или склонение к ним. Покушение или совершение убийства, в том числе случайного. Самоубийство или покушение на свою жизнь. Пренебрежение к своему здоровью, невыполнение лечебных рекомендаций, объядение, пьянство и курение – фактически это сознательное медленное самоубийство. Оставление без помощи погибающего, небрежное лечение.

Нанесение другому человеку оскорблений, угроз, злопамятность, мщение за что – либо, проклинание. Оклеветание, зависть, желание и причинение кому – либо зла. Длительное пребывание в унынии, депрессии, апатии. Жестокое отношение к животным. Развращение, вольное или не вольное побуждение других людей к любому греху. Вступление в половую связь до брака. Нарушение супружеской верности. Распространение порнографии и эротики, в том числе в СМИ. Грабеж, воровство, хищение, взяточничество. Не выплата долга, обман, мошенничество. Осмеяние чьего – либо уродства.

Лесть, лицемерие, ябедничество, распространение сплетен. Уклонение от нравственного воспитания и помощи крестным их крестными родителями. Это общая краткая программа нравственного безгрешного поведения, общий алгоритм праведной жизни, «азбука добра и зла» для каждого человека, который хочет жить честно и по совести. Конечно, в жизни любого из нас порой встречаются очень сложные и запутанные ситуации, из которых нелегко найти достойный нравственно безупречный выход. Для решения таких вопросов часто хорошо помогает всем известный, но редко применяемый совет - поставь себя на место того человека, на которого направлены твои мысли, желания и действия. - Насколько приятно все это было бы тебе. То же самое сделай, если кто – то причинил зло, неприятность тебе самому. - Поставь себя на место этого человека, постарайся понять причину его поступков и плохого отношения.

 Поняв, легче простить. И надо всегда помнить, что поведение каждого человека, его поступки определяются условиями, в которых он воспитывался и жил, которые и сформировали его характер и образ мыслей. - Бытие определяет сознание и отчасти подсознание. Вина ли человека, что окружавшие его люди, условия жизни воспитали его таким, каким он стал, со всеми пороками и недостатками, сделали его полным или частичным нравственным инвалидом?

 Надо добро – желательно относиться к любому человеку, стараться помочь ему осознать и исправить свои грехи, победить пороки и обуздать греховные страсти. И чаще спрашивай себя - а идеален ли я сам? Верующий человек твердо знает, что рано или поздно придет конец света его личной жизни, и ему придется отвечать перед все- знающим БОГОМ за все: за то плохое, что он сделал, и за то хорошее, что он мог сделать, но не совершил. Поэтому надо стараться чаще проводить этический анализ своей жизни и как можно быстрее исправлять то плохое, что сделал, хотя бы частично компенсировать свои грешные поступки добрыми делами, пока часы нашей жизни еще идут.



Ю. П. Анохин


НАДО ЛИ ДОЛГО СКОРБЕТЬ ВЕРУЮЩИМ OБ УМЕРШИХ?

Длительное глубокое уныние считается в православии грехом. Действительно, уныние ввергает человека в оцепенение, апатию ко всему, он перестает радоваться жизни и всему тому, что ему даровал Господь. Уныние лишает людей всех желаний и сил, и из – за этого они подчас перестают молиться, посещать церковные службы и выполнять, как положено, свои семейные и профессиональные обязанности. Становятся не способными к серьезным добрым делам, потому что на это у них из – за постоянной депрессии просто не хватает сил. Из – за того же уныния люди теряют веру в будущее, в себя и даже в Бога. Некоторые, чтобы избавиться от постоянной тоски, начинают пить горькую. А временами тяжелое уныние и депрессия даже доводят до самоубийства. Думается, именно поэтому уныние в православном христианстве считается одним из самых тяжких грехов. Но что же делать, ведь жизнь сложна, в ней хватает проблем, неприятностей и бед. Их не избежать. А сердце не камень. Остается одно - изменить наше отношение к той беде, что случилась. Ведь прошлого не вернуть. И с безвозвратной потерей надо смириться и успокоиться, сознавая, что жить надо будущим, а не прошлым. Надо утолить свои печали молитвой, осознать вред уныния для души и тела и победить грусть радостью добрых дел. Рассмотрим отдельно скорбь по поводу смерти хороших, праведно живших людей. Насколько уместна длительная и глубокая печаль по ушедшим праведникам? Истинно верующие люди знают, что физическая смерть праведного, жившего по Божьим законам человека является лишь смертью его плоти, а душа переходит в новое измерение, в Царствие Небесное, где ее пребывание будет безмерно счастливее, чем на Земле. Именно поэтому годовщина смерти, упокоения святых считается православной религией праздником. Поэтому верующие, близкие упокоившемуся праведнику, должны только радоваться, что душа их любимого обрела вечное упокоение в Царствии Божьем. И горевать следует только о разлуке с покойным. Но для того, чтобы эта разлука была временной, надо близким почившего сделать все для того, чтобы самим попасть в Царствие Божие и встретиться там с душой любимого человека. Они должны как можно лучше очиститься от накопившихся грехов и вести максимально честную, праведную христианскую жизнь до своего самого последнего часа. А уныние, вызванное скорбью по усопшему, будет только мешать им сделать те хорошие дела, на которые они способны. Да и сама глубокая многовременная скорбь по умершему будет для него, наблюдающему за нами из райских кущ, наверное, досадна и тяжела - «неужели мы сомневались в его праведности, зачем тратим время на неуместное уныние, вместо того чтобы старательно очищать свою душу от груза грехов молитвами, постом и доброделанием?». Думается, глубокая скорбь более уместна при расставании с близким нам человеком, который, к глубокому сожалению, не был образцом благочестия, натворил в своей жизни немало грехов и умер, не покаявшись в них должным образом. И вот в таких случаях мы действительно должны глубоко скорбеть по его душе, которую ждет Страшный Суд, и усердно молиться за то, чтобы Господь простил его грешную душу. Но опять же долгое уныние и оплакивание смерти такого человека лишит нас сил и будет помехой в отмаливании его греховных деяний. Поэтому, ради счастья Небесного своей собственной души и души умерших, думается, не следует предаваться долгой скорби и унынию после смерти близких людей, а стараться молитвой и благочестивой жизнью очиститься от грехов и этим порадовать их, смотрящих на нас с небес. .

Ю. А.


О парадоксе свободы воли и предопределенности судьбы

Известно, есть концепция, которая имеет серьезные причины, чтобы считать за истину ее, согласно ей все главные события нашей жизни с рождения четко предначертаны для всех - как жизнь пройдет, какие ждут болезни, когда наступит смерть… Но эти сведения о будущем людей, их стран и мира в целом доступны лишь немногим. Тогда встает вопрос - коли судьба людей с рождения их очерчена заранее, и жизнь любого человека идет по плану, намеченному ранее (ТВОРЦОМ?), тогда свободы воли человека, его способность самостоятельно решения принимать и выбирать из разных вариантов поведения один, фактически, увы, не существует?

Тогда встает и ряд других соображений и вопросов - что наша жизнь - фактически театр, а люди в ней - актеры, которые играют роли, для них написанные в пьесе под названием жизнь, по созданному без их участия сюжету. В отличие от простых актеров, свою игру и лицедейство сознающих, своей игры они не сознают? Но если нет свободы вольно искать и выбирать свои решения и поступки, то в чем заслуга и вина людей, которые обречены быть тем, кем есть? - Героями, злодеями…

В чем жизни нашей смысл, которая за нас расписана по нотам, а мы всего лишь музыканты, играющие в человеческом оркестре по этим нотам, что написаны без нас? Задать таких вопросов можно много. Ответов тоже можно дать немало. Допустим, в жизни нашей предопределены лишь ключевые, судьбоносные моменты, к которым могут разные пути вести, и выбирать их сами мы должны, и выбор наш свободен абсолютно. К тому же главным для решения вопроса, насколько состоялась наша жизнь и где должны мы оказаться после смерти - в раю блаженном иль на жаровне адской, где будут медленно сгорать наши грехи - являются не наши действия, а их мотив, эмоции и чувства, которые причиной были всех наших дел и составляли суть переживаний.

Всех пережитых душевных и сердечных мук, страданий и состраданий за других, любовь и жалость, гнев и зависть, мук совести за сделанное зло и радости о том, что повезло тебе, а не другим в мирских утехах. Возможно, в этом нашей жизни смысл, который состоит в проверке нашей совести и чести, запаса доброты и состраданий. Быть может, в основном, по ним судить нас после смерти будут, а не по поступкам, что совершили мы из добрых побуждений, но ими людям принесли лишь зло и беды. И чтоб не путали мы зло с добром, и меньше злых деяний совершали, наивно думая, что делаем добро, нам перечень грехов СПАСИТЕЛЬ дал.

Там все написано понятно, четко, ясно. И волю дал ОН нам, чтоб сами выбирали, грешить иль не грешить. И оттого свобода нашей воли, наверное, состоит в способности обуздывать порочные желания и страсти, которые ведут к страданиям и бедам, деяниям греховным и жестоким.



Ю.А.


Понятие «Ада» с позиций современной науки

В христианстве словом «Ад» называется место, в котором грешники в мучениях расплачиваются за свои греховные мысли, желания и дела, совершенные при жизни. В одних христианских книгах адские мучения называют наказанием за грехи, совершенные в земной жизни, в других пишется, что БОГ бесконечно добр и милосерден, поэтому он никого не наказывает, так как для него чуждо чувство мести, гнева и злобы, как и другие чисто человеческие страсти, которые считаются греховными.

В одном из своих сочинений Иоанн Златоуст пишет, что само понятие Божъего наказания введено для усмирения простых людей, чтобы страхом перед Божъей карой помочь им вести добродетельную жизнь и воздерживаться от грехов. Поэтому в Новом Завете БОГ призывает любить грешников, тех, кто ненавидит и обижает тебя, и всем прощать все. Но тогда как быть с Адом, следует ли из этого, что его тоже нет и он тоже «выдуман», как и БОЖИЙ гнев, для удержания людей от греховных дел?

Действительно, многие святые отцы расходятся в своих представлениях об Аде и его существовании в целом. Некоторые считают, что Ад не просто существует, но в нем грешники подвергаются вечным мучениям и попадание их в Рай даже в самом отдаленном будущем для многих из них напрочь исключено. Другие святые отцы Церкви утверждают, что после крестного подвига ИИСУСА ХРИСТА Ад вообще перестал существовать, и любой грешник, если он искренне осознает свои грехи и раскается в них, признает БОГА и соответственно ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ, вскоре после смерти попадает в РАЙ.

Здесь можно вспомнить слова из «Утреннего молитвенного правила» помянника о живых: «…непроборимы адовы враты во веки сохрани…» - т.е. чтобы БОГ на веки сохранил враты Ада закрытыми от умерших. Однако страх людей перед Божьим гневом и будущими адскими мучениями за совершенные грехи безусловно в большой степени удерживает их от греховных поступков. Если этого страха не будет в случае уверенности в отсутствии ада то люди, думается, будут грешить еще больше. Поэтому вопрос существования или отсутствия ада очень серьезен и важен.

Возможно, к решению этого вопроса следует подойти с других позиций. Многие святые отцы рассматривали нашу земную жизнь как переходный этап для людей, как своеобразный испытательный полигон для оценки их нравственности, способности к совершению злых и добрых дел, для оценки выраженности их негативных желаний, порочных страстей. Возможно, после физической смерти остается информационный слепок, голографический след личности умершего и его жизни. Информационная составляющая человека в момент смерти отделяется от плоти и переходит в другое измерение, можно сказать, в другую Вселенную и продолжает жить в другой форме материи. Главной составляющей этой материи является информация об умершем и его Земной жизни.

Можно предположить, что в новом параллельном мире, в который переходит после физической смерти тела информационная сущность человека, которую христиане называют душой, нет места негативным грешным порочным страстям, включая информацию о них. Это мир «белой» информационной материи. Но душа каждого умершего похожа на шахматную доску, в которой множество белых клеток перемежаются с черными, серыми, в которых пропорции света и тьмы подчас мало различимы. Поэтому перед переходом на новый, духовно более высокий уровень душа каждого человека проходит процесс очищения от той черноты, которую она нахватала во время Земной жизни. Этот процесс можно назвать аннигиляцией (расщеплением, сжиганием, уничтожением) черной и серой информации, содержащейся, вероятно, в душе любого пожившего хотя бы 10 лет человека.

Данный процесс очищения души полностью заканчивается только после полного уничтожения информации о всех греховных, безнравственных желаниях, мыслях и делах, когда остается только белая информация, светлые чувства (от слова свет). Конечно, чем больше в душе черноты от множества земных грехов, тем процесс очищения, просветления души будет более долгим и, вероятно, более мучительным, поскольку при этом идет процесс уничтожения большей или меньшей части единой информационной системы. Продолжительность этого процесса аннигиляции, уничтожения «черной» информации, возможно, пропорциональна количеству и тяжести совершенных грехов и обратнопропорциональна числу и величине добрых дел и желаний. Может быть, у самых больших и не раскаявшихся грешников длительность духовного очищения приближается к бесконечности.

Вообще состояние души в момент смерти является крайне важным для ее последующей судьбы - это последний шанс даже для тех, кто полностью погряз в жутких грехах. Кроме осознания грехов и раскаяния в них огромное значение имеет, видимо, глубина желания умирающего попасть в ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ. Потому что даже в предсмертный момент БОГ не властен над волей человека. Думается именно поэтому в частности в последней молитве «Вечернего молитвенного правила» дважды повторяется, чтобы БОГ даровал «ко спасению прошение» тем, кто упоминается в этой молитве, поскольку без личной просьбы человека его спасение от Ада или уменьшение времени его пребывания там проблематично и более затруднительно даже для малогрешных.

 Исходя из этих соображений мучения грешников в Аду являются совершенно реальным явлением, но отнюдь не связаны с БОЖЬИМ гневом, наказанием за греховную жизнь, а обусловлены необходимостью очищения душ умерших от греховной грязи, накопившейся в них за годы земной жизни. То есть функция Ада, думается, - не наказание грешников в назидание другим, а очищение их душ, их посмертной информационной маски, снятой с их жизни, подобно гипсовой маски, снятой с лица покойника, от информации о греховных мыслях, желаниях и делах, возникших и совершенных в период земного существования.

В этом отношении Ад можно сравнить с санпропускником для упокоившихся душ в райский санаторий. Но если в больничном санпропускнике перед госпитализацией больные проходят внешнюю санобработку, очищая свое тело от обычной грязи, то в Аду люди подвергаются внутренней «санобработке», при которой происходит очищение души от накопившейся в ней за время земной жизни греховной грязи - греховных мыслей, желаний и дел. Но создателем Ада, вероятно, является Господь. Таким образом, из этих представлений об Аде вытекает, что его существование и пребывание там грешников отнюдь не объясняется Божъим гневом и не является Божъей карой, а представляет собой логически закономерный процесс очищения душ от греховной земной информационной грязи перед их переходом в Райские кущи. Но скорость очищения душ от греховного информационного груза, вероятно, не постоянна, а зависит от ряда факторов - воли, желания человека, количества совершенных им добрых дел во время земной жизни, воли БОЖЬЕЙ. БОГ своей милостью может ускорить процесс очищения души умершего грешника и возможно сделать эту процедуру менее мучительной - вспомним, что сказал ИИСУС ХРИСТОС на распятии разбойнику, жалеющему его и почитающего за сына БОЖИЯ - «ныне же будешь со мною в раю» (Евангелие от Луки).

Возможно, покаянием, упорными и искренними молитвами, добрыми делами, в том числе мученической кончиной во славу БОЖИЮ даже очень грешный человек может еще при жизни очиститься от многих грехов и сократить свое пребывание в Адском чистилище душ. Конечно, родные и близкие упокоившихся искренними молитвами также могут облегчить и ускорить мучительный процесс адской духовной чистки грешных душ. В молитвах верующие часто молят БОГА спасти их души. Думается, здесь чаще всего имеется ввиду спасение от страстей и греховных поступков, от бесов, от адских мучений.



Ю. А.



1 - 10 из 34
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все